2 Август 2016

 

А.Д. ЕГОРОВ, д-р истор. наук, профессор, Ивановский государственный архитектурно-строительный университет

 

Земля Ивановская как губерния была выделена в административном делении России 20 июня 1918 г. и включала части Владимирской, Костромской и Ярославской губерний. Ивановская область образована 14 января 1929 г. Административным центром области стал город Иваново (до 1932 г. — Иваново-Вознесенск). Город был образован в 1871 г. слиянием торгового села Иванова и промышленного посада — Вознесенска (официальное объявление об организации нового безуездного города Владимирской губернии Иваново-Вознесенска последовало в 1873 г.). К моменту образования города в нем насчитывалось 48 фабрик и заводов, почти 11 тыс. жителей. После революции город бурно развивался, став центром текстильной промышленности страны. Строительство промышленных и гражданских зданий и сооружений требовало инженерных кадров, в том числе строителей.

 

До 1918 г. в Иваново-Вознесенске не было высших учебных заведений. Подготовка кадров высшей квалификации началась со времени организации в городе политехнического института. Интересна предыстория этого известного в России вуза.

 

sm_09_06v-7

Главный корпус Иваново-Вознесенского политехнического института, в помещении которого в 1918-1925 гг. располагался инженерно-строительный факультет (ныне здание Художественного музея)

 

В 1896 г. Рижское политехническое училище (Высшая политехническая школа) было переименовано в Рижский политехнический институт (РПИ).

 

В РПИ с 1896 г. действовало архитектурное отделение; в 1902 г. состоялось первое государственное испытание при выпуске воспитанников на строительном отделении; в 1904 г. выпускники технического отделения РПИ получили «право строительства», или «право производства всякого рода строительных работ».

 

В 1915 г. РПИ был переведен в Москву, где разместился в отдельных зданиях, арендуя помещения у университета Шанявского, Высшего политехнического училища, промышленного училища, сельскохозяйственного института и других организаций.

 

В РПИ изучались предметы: «Железобетонные сооружения», «Строительное искусство», «Упражнения по строительному искусству», «Гражданская архитектура», «Строительное законодательство», «Распланировка городов», «Архитектурные формы», «Архитектурные упражнения», «Геология» и др.

 

Кадры РПИ обладали высокой квалификацией, среди 96 преподавателей имелось: ординарных профессоров — 21, адъюнкт-профессоров — 18, преподавателей — 30.

 

Иваново-вознесенские фабриканты и заводчики неоднократно делали попытки создания высшего учебного заведения в городе «для приготовления торговых служащих, товароведов, счетоводов и коммерческих агентов», для чего в 1916 г. было организовано «Бюро по техническому образованию». В губернской газете «Старый Владимирец» 1 декабря 1916 г. был опубликован отчет о собрании фабрикантов и заводчиков Владимирской губернии, рассматривавшем предложение фабрикантов Н.Г. и Д.Г. Бурылиных устроить институт в Иваново-Вознесенске.

 

Однако бурные политические события двух революций временно сняли с повестки дня вопрос об организации высшего учебного заведения в Иваново-Вознесенске.

 

В начале 1918 г. в центральной газете «Утро России» была напечатана заметка, в которой говорилось о решении возвратить РПИ из Москвы в Ригу. Однако за четыре года пребывания института в древней столице России почти полностью изменился состав студентов: латыши и немцы сменились русскими. Поэтому студенты были против возвращения вуза в Ригу и выступили за оставление института в одном из городов России. Было принято предложение властей города Иваново-Вознесенска переехать из Москвы в этот промышленный центр.

 

Власти города Иваново-Вознесенска и губернии решили разместить РПИ и материально поддержать вуз. Под председательством М.В. Фрунзе состоялось заседание учебно-организационной комиссии, учредившей состав Иваново-Вознесенского политехнического института (ИВПИ) на базе Рижского политеха. Среди шести организуемых факультетов был и инженерно-строительный факультет с промышленно-строительным и санитарно-техническим отделениями. В 1918 г. Председатель СНК В.И. Ленин подписал Декрет об учреждении ИВПИ.

 

Первые занятия в ИВПИ начались 22 октября 1918 г., к работе приступили 40 преподавателей, за парты сели 1550 студентов.

 

В рамках ИВПИ инженерно-строительный факультет занимал ведущее место: численность студентов факультета достигала 23% (1919/20 учебный год) от всего контингента студентов. Факультет возглавляли видные ученые: ординарный профессор по кафедре «Строительная механика» В.М. Келдыш (декан в 1918—1919 гг.), ординарный профессор по кафедре «Детали машин» М.Н. Берлов (декан в 1919—1921 гг., ректор ИВПИ с 1918 г.), ординарный профессор по кафедре «Теоретическая механика» А.И. Некрасов (декан с 1921 г., ректор ИВПИ с 1921 г.); экстраординарный профессор по кафедре «Дороги» Б.Н. Веденисов (декан в 1922—1923 гг.); экстраординарный профессор по кафедре «Гидравлика и санитарная техника» Н.Н. Гениев (декан с 1922 г.).

 

В 1918 г. по приглашению М.В. Фрунзе в г. Иваново-Вознесенск переехал П.П. Будников, где был избран членом учебно-организационной комиссии, а затем профессором кафедры химической технологии минеральных веществ.

 

В 1923 г. инженерно-строительный факультет ИВПИ выпустил первых инженеров-строителей.

 

На факультете половина студентов были уроженцами Иваново-Вознесенска и губернии.

 

В 1924 г. факультет включал кафедры: теоретической механики, геодезии, строительного искусства и архитектуры, статики сооружений, железных дорог, мостов, инженерных сооружений, санитарной техники. При инженерно-строительном факультете действовали: гидравлическая лаборатория, лаборатория для испытания строительных материалов; работали кабинеты: инженерных сооружений, строительного искусства, теоретической механики, технологии строительных материалов, геодезии,

 

Однако в августе 1924 г. СНК СССР постановил закрыть инженерно-строительный факультет ввиду отсутствия финансирования.

 

Студенты были распределены в Томский технологический институт, Новочеркасский и Нижегородский политехнические институты, на различные факультеты ИВПИ, многие прекратили учебу в вузе.

 

Часть преподавателей была оставлена для обеспечения выпуска дипломников, остальные вернулись в Москву или нашли работу в Иванове самостоятельно.

 

В 1925 г. был осуществлен последний выпуск инженеров-строи-телей в ИВПИ в количестве 59 человек. Этот год стал последним годом существования инженерно-строительного факультета Иваново-Вознесенского политехнического института — факультета, просуществовавшего семь лет в рамках ИВПИ и 56 лет — в рамках Высшей политехнической школы (РПИ—ИВПИ).

 

Ректорат ИВПИ делал настойчивые, но безрезультатные попытки возродить строительный факультет. Поэтому в 1931 г. в Иваново-Вознесенске для подготовки техников-строителей был открыт строительный техникум.

 

Нехватка кадров строителей высшей квалификации в Ивановской области заставляла искать способы подготовки инженеров-строителей в своем регионе. В 1975 г. был осуществлен первый (после 20-х гг.) набор студентов по строительной специальности на промтеплоэнергетическом факультете Ивановского энергетического института (ИЭИ). А1 октября 1978 г. в ИЭИ был открыт инженерно-строительный факультет со специальностью «Промышленное и гражданское строительство». Весной 1980 г. факультет сделал первый выпуск инженеров-строителей. Руководство области приняло решение об организации в г. Иванове строительного института и с этим решением вышло в правительство и в ЦК КПСС.

 

sm_09_06v-8

В.Н. Макаров — первый ректор ИИСИ, д-р техн. наук

 

Постановление Совмина СССР об организации в г. Иванове Инженерностроительного института было опубликовано 11 декабря 1980 г., 1 сентября 1981 г. ИИСИ начал свою работу.

 

Официальное открытие вуза состоялось 1 октября 1981 г. в составе строительного и технологического факультетов. Ректором был назначен В.Н. Макаров, проректором по учебной и научной работе — В.А. Никифоров. В вузе началась подготовка студентов по специальностям: «Промышленное и гражданское строительство», «Сельскохозяйственное строительство» — на строительном факультете; «Производство строительных конструкций», «Теплогазоснабжение и вентиляция», «Водоснабжение и канализация», «Гидромелиорация» — на технологическом. С 1982 г. начал работать факультет вечерней и заочной форм обучения.

 

В 1987 г. технологический факультет был реорганизован, и на его базе образованы два факультета — техно -логический и водохозяйственный. Однако уже через год в вузе вновь стало два факультета — строительный и строительства коммуникаций.

 

sm_09_06v-9

С.В. Федосов — действующий ректор ИГАСУ, д-р техн. наук, член-корр. РААСн

 

В 1993 г. факультет строительства коммуникаций был преобразован в инженерно-эколого-технологический факультет, тогда же был создан социально-экономико-архитектурный факультет.

 

В 1994 г. в ИИСИ открыта аспирантура и в настоящее время подготовка кандидатов наук ведется по 11 специальностям.

 

Приказом Госкомитета РФ по высшему образованию в 1995 г. ИИСИ был переименован в Ивановскую государственную архитектурностроительную академию (ИГАСА).

 

Ректором ИГАСА в 1996 г. был избран д-р техн. наук, профессор, член-корр. РААСН, заслуженный деятель науки РФ, лауреат премии правительства РФ С.В. Федосов.

 

В 1997 г. в соответствии с приказом Минобразования в структуру академии вошел Ивановский профессиональный строительный лицей № 27.

 

Вуз успешно прошел лицензионную и аккредитационную экспертизу Минобразования РФ в 2004 г., а в 2005 г. коллегия Федерального агентства по образованию РФ принимает положительное решение по повышению статуса ИГАСА и присвоению вузу названия Ивановский государственный архитектурно-строительный университет.

 

В юбилейном 2006 г. университет готовит инженеров по следующим специальностям высшего профессионального образования:

  • экономика и управление на предприятии (строительство, городское хозяйство, операции с недвижимым имуществом);
  • менеджмент организации; стандартизация и сертификация; автомобили и автомобильное хозяйство;
  • подъемно-транспортные, строительные, дорожные машины и оборудование;
  • организация и безопасность движения (автомобильный транспорт); архитектура; архитектурный дизайн; промышленное и гражданское строительство;
  • производство строительных материалов, изделий и конструкций;
  • теплогазоснабжение и вентиляция;
  • водоснабжение и водоотведение; автомобильные дороги и аэродромы;
  • реставрация и реконструкция архитектурного наследия.

 

Кроме того, университет готовит кадры по трем специальностям среднего профессионального образования:

  • экономика и бухгалтерский учет (в строительстве);
  • менеджмент (в строительстве);
  • строительство и эксплуатация зданий и сооружений.

 

Профессиональный лицей готовит специалистов по 38 основным строительным специальностям начального профессионального образования.

 

За 25 лет существования вуза его возглавляли ректоры: В.Н. Макаров, д-р техн наук, ректор ИИСИ с 1981-го по 1986 гг.; В.К. Горшков, д-р техн. наук, ректор ИИСИ с 1987-го по 1990 гг.; В.П. Подживотов, канд. экон. наук, ректор c 1990-го по 1996 гг.

 

Формирование научных школ университета возглавляют следующие ученые.

 

С.В. Федосов, ректор университета, также возглавляет кафедру «Строительное материаловедение и специальные технологии». Область научных исследований — процессы термообработки дисперсных материалов с фазовыми и химическими превращениями.

 

Р.М. Алоян, советник РААСН, д-р техн. наук, профессор, зав. кафедрой «Геоинформационные системы и инженерные изыскания». Специализируется в области изучения напряженного состояния вязко-пластичных тел методом фотоупругости.

 

М.В. Акулова, д-р техн. наук, профессор кафедры «Строительное материаловедение и специальные технологии». Специализируется в области высокотемпературной отделки строительных материалов.

 

П.П. Гуюмджян, заслуженный изобретатель РФ, д-р техн. наук, профессор, зав. кафедрой «Производство строительных материалов». Работает в области интенсификации процессов тонкого измельчения, механической активации твердых материалов с разработкой высокоэффективных машин и технологий для переработки отходов промышленности.

 

А.Д. Гриценко, заслуженный работник высшей школы РФ, канд. техн. наук, профессор, проректор по научной работе, зав. кафедрой «Автомобильные дороги». Основное направление исследований — методы технико-экономических обоснований проектных и управленческих решений в дорожном хозяйстве.

 

Н.Н. Елин, д-р техн. наук, профессор, зав. кафедрой «Гидравлика, водоснабжение и водоотведение». Специализируется в области гидродинамики и тепломассообмена в неоднородных (двухфазных) средах.

 

A. Д. Егоров, заслуженный работник высшей школы РФ, д-р истор. наук, канд. техн. наук, профессор, зав. кафедрой «Строительная механика». Специализируется в научных направлениях: проблемы трения малогабаритных опор при экстремальных условиях эксплуатации (с 1967 г.); разработка, проектирование и стендовые испытания оборудования для механической переработки сыпучих материалов (с 1973 г.); история просвещения в России Х1Х—нач. ХХ в. (с 1985 г.); история православных обителей России Х1Х—нач. ХХ в. (с 2000 г.).

 

B. П. Жуков, д-р техн. наук, профессор кафедры «Гидравлика, водоснабжение и водоотведение». Область научных интересов — механика дисперсных сред. Является членом Нью-Йоркской академии наук.

 

Г.Н. Закинчак, д-р экон. наук, профессор, зав. кафедрой «Экономика и управление городским хозяйством». Изучает методы регулирования инвестиционной деятельности в депрессивных регионах страны.

 

A. В. Захаров, кандидат архитектуры, профессор, зав. кафедрой «Архитектура». Специализируется в области теории архитектурной композиции и методики проектирования, законодательства в градостроительной деятельности.

 

B. И. Колобердин, д-р техн. наук, профессор кафедры «Строительное материаловедение и специальные технологии». Специализируется в области термомеханической интенсификации совмещенных процессов в химической технологии при производстве строительных материалов.

 

Н.А. Квашнина, д-р экон. наук, профессор кафедры «Менеджмент, экономический анализ и учет». Специализируется в области проблем экономического роста и инвестиционного процесса на региональном уровне.

 

И.С. Ларин, д-р экон. наук, профессор кафедры «Менеджмент, экономический анализ и учет». Работает в области развития экономического механизма хозяйствования в условиях рыночной экономики.

 

А.Б. Петрухин, д-р экон. наук, профессор, зав. кафедрой «Организация, экономика и управление производством». Изучает оценку эффективности инвестиционных проектов и ипотечного кредитования.

 

Г.Ф. Пищик, заслуженный работник высшей школы РФ, д-р техн. наук, профессор кафедры «Строительная механика». Специализируется в области экспериментального и теоретического исследования напряженно-деформированного состояния армированных конструкций, в том числе с применением оптических методов, экспериментального исследования механических свойств строительных материалов в условиях сложного сопротивления и разработки критериев прочности.

 

Н.Л. Федосова, канд. хим. наук, профессор, зав. кафедрой «Химия и охрана окружающей среды». Работает в научной области строительной экологии.

 

С.Г. Цупиков, заслуженный работник высшей школы РФ, канд. техн. наук, профессор кафедры «Автомобильные дороги». Изучает взаимодействие машин в потоке при сооружении земляного полотна автомобильных дорог.

 

После окончания вуза большинство выпускников работают в строительной отрасли. Знания, полученные при обучении, позволяют им уверенно чувствовать себя в качестве руководителей строительным производством. Многие достигли значительных успехов: Р.М. Алоян стал первым проректором ИГАСУ, д-ром техн. наук, профессором, советником РААСН; Е.А. Марков — генеральный директор группы предприятий «Союз», которые специализируются в области строительства гражданских и промышленных объектов; Е.И. Вершинин — генеральный директор АО «СМУ-14», которое входит в 100 лучших строительных организаций отрасли; В.С. Гришин — председатель Ивановской областной думы 3-го созыва, генеральный директор аэропорта Южный, строительство и реконструкция которого ведется при поддержке Правительства Москвы; В.Л. Смельцов — председатель совета депутатов Заволжского района Ивановской области, генеральный директор ООО «СМУ-3».

 

Через выпускников осуществляется тесная связь с производством. Это дает уверенность в том, что университет и далее будет служить благородному делу — воспитанию строительных кадров, укреплять и преумножать свои традиции.

 

Статья взята из журнала «Строительные материалы»