11 декабря 2019

 

Х.А. АЛИЕВ, зам. генерального директора, компания «РОСБАРТЕР»

Возможно, многие производственники не сталкивались с бартером, так как последние годы для строительного бизнеса были вполне благополучными. Бартер — это прямой обмен товара или услуги на другой товар или услугу без применения денег. К бартеру прибегают, как правило, когда организация хочет расширить  свои  финансовые возможности  за  счет высвобождения  оборотных  средств и  оптимизации  налоговой нагрузки,  или когда организация испытывает недостаток ликвидности, не располагает  денежными средствами  для  расчетов с  поставщиками  и подрядчиками. В современной истории возникновение и течение экономических кризисов основывается на дисбалансе двух базовых факторов – ликвидности и долговых обязательств, то есть причиной кризиса становятся не обеспеченные кредиты. Не секрет, что в России строительный бум в значительной степени был  обусловлен  дешевыми иностранными  кредитами.  Российские финансовые организации  в свою  очередь  кредитовали бизнес под более высокие проценты, и некоторое время такой механизм работал. При этом стоит помнить, что выдачей кредитов по всему миру занималась Федеральная резервная система США, которая  является  частной организацией.  И от  того, будет  ли  ФРССША и  дальше  выдавать кредиты  под  низкие проценты,  зависит ликвидность  почти во  всех  странах. Это стало  одной  из причин превращения ипотечного кризиса США в глобальный финансово-экономический кризис. Ликвидность —  способность  активов быть  быстро  проданными, то есть обращенными в деньги, по цене, близкой к рыночной. Аналитики компании «РОСБАРТЕР» уверены в  том, что  кризис продлится  не менее  3–5  лет и  наиболее  драматичные события в  экономической,  финансовой и  социальной  сферах еще  предстоят. В период финансового кризиса отсутствие денег в обороте нарушает  такие их  основные  функции, как  средство  платежа и средство   обмена.   Некоторым  образом   компенсировать   эту функцию денег  можно,  используя натуральный  обмен  (бартер),который в некоторых ситуациях становится единственной формой торговли, инструментом  существования  и развития  в  условиях финансово-экономического кризиса. Динамика  неплатежей  не связана  напрямую  с жесткостью политики Правительства  в  вопросах финансовой  стабилизации. Неплатежи  и  не денежные расчеты  –  это прежде  всего  микроэкономические  феномены, отражающие  неспособность  или нежелание значительного числа предприятий работать в «обычных» рыночных условиях и слабость механизмов корпоративного управления, создающих стимулы для наращивания как долгов дебиторов, так и долгов кредиторам. К началу третьего тысячелетия в российской переходной экономике сложилась парадоксальная ситуация. С одной стороны существовали центральный  банк,  система коммерческих  банков  и другие атрибуты  денежной  экономики. С   другой стороны, в 1997–1999  гг.  до 90%  промышленной  продукции обменивалось через  бартер  (в 1991–1994 гг.  этот показатель  составлял около 40%,  а  в 1995–1996 гг.  –  75%). Феномен бартера  как  основной формы внутренних транзакций в промышленности резко выделял Россию из  числа  стран с  переходной  экономикой. В  1990-х  гг. бартер в  нашей  экономике наглядно  продемонстрировал  свою жизнеспособность. В  начале 2000-х  гг.  неплатежи и не денежные  расчеты  между предприятиями стали широко использоваться с целью уклонения от уплаты налогов. От средства выживания для многих это превратилось  в  средство извлечения  дополнительной  выгоды. После увеличения ликвидности  в   денежной системе  необходимость в бартере стала уменьшаться. С введением запретительных механизмов бартер  перестал быть  популярным. Решить  поставленные задачи удалось в том числе и за счет привлечения «дешевых» кредитных денег.

Интерес  к  бартерным операциям  за  последние несколько месяцев  возрос  многократно. Это  подтверждают  исследования компании  «РОСБАРТЕР», в рамках  которого  было изучено  более 1000  бартерных предложений.  Среди предприятий, прибегающих к помощи  бартера,  около 43%  составляют  средние по  размерам предприятия,  которые в настоящее  время  пострадали от  кризиса больше всех, 36% – малые предприятия, и только 21% – крупные предприятия.

С сентября 2008 г. – момента вступления кризиса в активную фазу в Российской Федерации, – отмечается более чем пятикратное увеличение  интереса к бартерным  сделкам.  При этом основной интерес сосредоточен в столицах и городах с населением более миллиона человек. Также следует отметить, что существенный интерес к бартерным операциям проявляется не только в России, но также в странах ближнего и дальнего зарубежья. В качестве главных причин, из-за  которых  руководители предприятий  решили реализовывать  продукцию  по бартерной схеме, большинство назвало недостаток ликвидности и оборотных средств, затоваривание складов, нежелание останавливать производство (рис. 1).

На вопрос о том, сколько предприниматели готовы заплатить за помощь в поиске контрагента, большинство указали в качестве наиболее приемлемого варианта до 1% от суммы сделки. Около 12% респондентов уверенны,  что успешно  найдут  контрагентов без  посредников  (рис. 2).

brt

С таким решением можно согласиться, если речь идет  о прямых  бартерных  сделках. В случае, если необходимо выстраивать бартерную цепочку, состоящую из трех и более участников, то без квалифицированного брокера, по нашему мнению, не обойтись.

С 1 января 2009 г. внесены поправки в Налоговый кодекс РФ, согласно которым не нужно платить НДС при проведении бартерных сделок. Это означает, что Правительство страны учитывает существенное снижение ликвидности и считает бартер эффективным инструментом сохранения дееспособности предприятий. До недавнего  времени  значительную сложность  представлял поиск контрагента с нужным товаром или услугой для обмена на свой  товар. С началом функционирования электронной  системы «РОСБАРТЕР» эта задача существенно упрощается. РОСБАРТЕР – всероссийская электронная система бартерного обмена, позволяющая предприятиям производить поиск контрагентов для совершения бартерных сделок, и в условиях кризиса  сохранить объемы  производства,  увеличивать товарооборот, оптимизировать налоговые  отчисления,  производить расчеты без денег.