28 июня 2016

 

Е.И. ПАНФИЛОВ, д-р техн. наук, ИПКОН РАН (Москва)

 

Человеческое общество использует природные ресурсы для удовлетворения своих потребностей прогрессирующими масштабами и темпами, оказывая этим негативное воздействие на окружающую среду. Негативные техногенные воздействия, которые охватили всю биосферу, особенно литосферу, проявляются в изменениях окружающей среды на всей планете и распространились на космическое пространство.

 

По своим размерам и интенсивности эти воздействия к началу XXI века стали сопоставимы с природными катаклизмами. Наибольшую тревогу вызывает сокращение биоты — основы существования всего живого на земле. Отмечено изменение климата, рост концентрации СО2, уменьшение содержания кислорода в воздухе.

 

На предприятиях накапливаются отходы. Отечественные горные отрасли промышленности накопили в отвалах вскрышных и вмещающих пород, шламохранилищах, других техногенных образованиях не менее 5 млрд м3 отходов. Их ежегодный прирост составляет около 1 млрд м3, а использование техногенных ресурсов, по разным оценкам, не превышает 10-12% от названного объема.

 

Непрерывно нарастающее вторжение в недра земли, связанное преимущественно с извлечением полезных ископаемых, а также освоением подземных пространств, вызывает адекватную, а часто более мощную, и главное, трудно или вообще непредсказуемую реакцию недр на эти воздействия. Одним из наиболее существенных проявлений являются техногенные, то есть сформировавшиеся в результате деятельности людей, землетрясения. За последние 30 лет в мире произошло более 70 таких землетрясений. Самое крупное землетрясение силой в 5,8 баллов по шкале Рихтера в России зарегистрировано в 1989 г. около г. Кировска на Кольском полуострове.

 

Постоянную опасность представляют такие явления, как опускание земной поверхности в районе горных работ, в результате которого впоследствии происходит подтопление территории; провалы, в отдельных случаях глубиной 10 м и более; оползни, горные удары, пылегазовые выбросы в атмосферу, изменение рельефа местности, физическое и химико-бактериологическое загрязнение земель и вод, в том числе внутри подземных водоносных горизонтов.

 

При нынешних темпах деградации окружающей среды перед человечеством возникла угроза экологической катастрофы. Поэтому во второй половине XX века развитые в экономическом отношении государства, которые раньше других ощутили негативные последствия, сопряженные с хозяйственной деятельностью, выступили с предложением предпринять коллективные меры по охране природной среды. В 1972 г. на конференции в Стокгольме была принята программа, которая позволила в определенной степени упорядочить действия государственных и общественных структур.

 

Несмотря на некоторые успехи по восстановлению и стабилизации состояния окружающей среды, ожидаемые результаты не достигнуты. Главным образом вследствие неуправляемого стремления людей к комфорту, благополучию, что требует постоянного наращивания производственных мощностей. Причины деградации окружающей среды связаны с потребительским подходом к природе, которая продолжает восприниматься управляемой, эксплуатируемой и завоевываемой любыми способами ради удовлетворения людских потребностей. Рост народонаселения привел к нарушению естественного биогеохимического цикла. Вследствие этого жизнедеятельность любого биологического вида, включая человека, поставлена под угрозу. В настоящее время доля воспроизводимой энергии составляет около 10% от объема энергии, потребляемой человечеством во всем мире.

 

В мировом сообществе не отлажена система рационального использования природных ресурсов. Это обусловлено:

  • несовершенством применяемых технологий и оборудования;
  • отсутствием общепринятой методологии оценки и сопоставления различных технологий по критерию экологичности;
  • остаточным принципом государственного финансирования природоохранных мероприятий, реально сложившимся в большинстве государств, включая Россию;
  • слабой законодательной базой по охране окружающей среды, в частности отсутствием положений, нацеленных на комплексное освоение природных ресурсов, стимулирующих переработку отходов, разработку техногенных образований;
  • малодейственным надзором и контролем за состоянием и изменением окружающей среды, это положение весьма актуально по отношению к геологической среде;
  • несогласованной политикой государства в вопросах охраны природной среды. Применительно к недропользованию важно отметить, что в российском как предыдущем, так и нынешнем федеральном законодательстве об охране окружающей среды блок проблем по охране недр (геологической среды) отсутствует.

 

Антропогенные воздействия на окружающую природную среду проявляются по-разному. Принято различать следующие виды техногенного воздействия на природные ресурсы: изъятие, уничтожение, нарушение, преобразование, загрязнение и комплексные воздействия. Каждый вид воздействия имеет свои особенности, четкие индивидуальные разграничения, которые должны найти отражение в законодательстве. Далее на основании законодательных актов будут разрабатываться нормативные документы, с тем чтобы перечисленные виды воздействия на природные ресурсы вписывались в рамки налогов и штрафов.

 

Например, в соответствии с характером воздействия на природный ресурс в форме загрязнения выделены механическое загрязнение среды и объектов, химическое, физико-химическое, бактериологическое, шумовое, ультразвуковое, электромагнитное, тепловое, световое. Эти воздействия могут иметь глобальный, континентальный, региональный или локальный характер.

 

На современном уровне развития науки и техники многие виды техногенных воздействий и особенно их последствия трудно предсказуемы. Результаты таких воздействий могут распространяться за пределами государственных и региональных границ. Поэтому необходимо организовать единую сеть литомониторинга.

 

Первичной единицей недр (геологической среды), в отношении которой решается вопрос об экологической безопасности недропользования, является элементарный экологический блок, в границах которого размещается используемый или планируемый к использованию георесурс. Оценка техногенных воздействий и их последствий должна осуществляться по каждому блоку и для каждого этапа недропользования: изучение, проектирование, строительство, освоение, использование ресурса недр, ликвидация, консервация и перепрофилирование объекта.

 

В стране должна функционировать система экологической безопасности, которая пока отсутствует и подменяется разрозненными службами, включенными в состав министерств, комитетов, региональных структур. Экологические экспертизы, которые начали применяться, часто из-за недовольства населения или демаршей движения зеленых в сложившейся практике выполняются разрозненно и не в состоянии дать комплексную оценку проекта или проанализировать функционирование группы действующих производств.

 

Какие меры следует рекомендовать, чтобы нынешнее состояние изменилось к лучшему?

  1. Разработать и принять международную конвенцию (или иной документ) по обеспечению экологической безопасности недр и недропользования с использованием известных концепций по общей экологической безопасности.
  2. Разработать и принять модельный закон об экологической безопасности недр и недропользования для государств СНГ с обязательным творческим и финансовым участием каждой из этих стран.
  3. Подготовить типовое соглашение об урегулировании трансграничных загрязнений воздушных и водных сред и иных техногенных воздействий.
  4. Подготовить проект федерального закона об экологической безопасности недр и недропользования и пакет вытекающих из него поправок в иные законодательные акты.
  5. Скорректировать действующие и разработать новые нормативные документы, отражающие специфические особенности недропользования и связанных с ним производств. Этот вопрос должен включать отдельные документы, касающиеся эксплуатации месторождений, являющихся сырьем для производства строительных материалов, в том числе общераспространенных полезных ископаемых.
  6. Развивать геоэкологическое предпринимательство на основе государственной поддержки, в частности путем организации малых и средних горно-экологических предприятий, в функции которых может войти осуществление природоохранных мероприятий с использованием новых технологий, оборудования и средств контроля, сбором, переработкой и использованием (ликвидацией) отходов горного производства.
  7. Разработать и ввести экологический паспорт для каждого объекта недропользования.
  8. Принять новые либо внести поправки в действующие законы, устанавливающие стимулирующее налогообложение и другие виды поощрений, которые создадут благоприятные условия для инвестирования в предприятия и отдельные производства, ставящие целью переработку отходов, освоение техногенных ресурсов, создающие малоотходные и безотходные производства.

Статья взята из журнала «Строительные материалы»