17 Июль 2016

 

У. ДИЛГЕР, директор компании «M-tec mathis technik GmbH» (Германия)

 

С середины 50-х годов ХХ в. в технологии отделочных работ все чаще применяются смесительные насосные машины для приготовления штукатурных составов непосредственно на строительной площадке. При этом количество компонентов измерялось приблизительно, что часто приводило к проблемам с качеством. После появления готовых сухих смесей строители очень быстро оценили ихпреимущества. Сухие смеси, произведенные промышленным способом на заводе, имеют высокий уровень надежности и проверенное качество, вследствие чего происходит постепенное вытеснение смесей, приготовленных на стройке.

 

Механизированное нанесение

 

Переработка сухих смесей вручную или с применением мешалок и насосов, предназначенных только для смешивания материалов на стройке, не позволяла полностью использовать весь потенциал качества и эффективности сухих смесей. Изобретение и появление на рынке в середине 60-х годов машины, которая точно дозировала необходимое для сухой смеси количество воды и перемешивала ее, а также подавала насосом перемешанный продукт нужной консистенции на стену, является началом механической переработки сухих смесей.

 

Задолго до того как были разработаны сухие строительные смеси, в Европе с успехом применялись вяжущие композиции, состоящие из цемента, извести и добавок, которые можно назвать предшественниками сухих строительных смесей. К этим составам на стройплощадке примешивали влажный песок. Полученный материал использовался как кладочный строительный раствор и штукатурка, для нанесения которых можно было использовать даже машины. Тогда для механизированного нанесения материалов на стройплощадке появилась машина CO-MIX, которая точно дозирует и смешивает необходимое количество вяжущего и влажного песка и насосом подает к месту нанесения (рис. 1).

sm_07_05-44
Рис. 1. Машина CO-MIX позволяет точно дозировать и смешивать необходимое количество вяжущего и влажного песка и подавать смесь к месту нанесения

Оборудование для производства сухих смесей

 

Проектирование и строительство технологической линии для производства сухих смесей должно производиться с особой тщательностью, так как ошибки можно исправить только со значительными финансовыми затратами. Приобретения отдельных видов машин недостаточно: оборудование должно быть изначально предназначено для производства качественной продукции.

 

При проектировании завода большое внимание необходимо обращать на пригодность установки для дальнейшего расширения и модернизации производства. Оборудование должно гарантировать высокую степень надежности, так как простои обходятся дорого.

 

Низкий уровень износа и, как следствие, низкие затраты на ремонт, так же как и невысокий расход электроэнергии, снижают производственные затраты.

 

Обычно завод по производству сухих строительных смесей состоит из трех основных узлов:

  • установка для хранения и дозирования исходных материалов;
  • смесительная установка;
  • упаковочная установка (упаковочная машина и укладчик мешков на палеты или бестарная погрузка).

 

Наиболее оптимальными конструкциями заводов средней и высокой производительности являются конструкции башенного типа (рис. 2). Башенная конструкция обеспечивает оптимальное продвижение материала сверху вниз, причем сырье подается наверх только один раз и под действием гравитации проходит технологический цикл. При этом значительно сокращаются износ оборудования и энергозатраты на транспортирование материалов по технологической цепочке.

sm_07_05-45
Рис. 2. Завод башенного типа высокой производительности

 

Обычно изначально производственная установка монтируется с малым количеством силосов, а после увеличения производства (расширения ассортимента продукции) может дополняться ими.

 

Дозирование, взвешивание и смешивание образуют единую систему и регулируются автоматически. Элементы системы должны работать согласованно, несмотря на различные условия окружающей среды — жару, холод, вибрацию, пыль и др.

 

Транспортные системы и перерабатывающая техника для сухих строительных смесей

 

Первые сухие строительные смеси упаковывались исключительно в мешки и транспортировались в таком виде к строительной площадке для дальнейшей переработки.

 

Этот процесс требовал значительных расходов, трудовых затрат и к тому же загрязнял окружающую среду из-за использования и утилизации бумажных мешков. Следствием этого стало развитие транспортных и подающих систем, которые позволяли отказаться от использования мешков. Около 35 лет назад была разработана конструкция специальных силосов для сухих строительных смесей, в которых они транспортируются на строительные площадки (рис. 3).

 

sm_07_05-46

Рис. 3. Специальный силос для сухих строительных смесей можно транспортировать автомобилем к месту строительства

 

Транспортные силосы хорошо защищают сухие смеси от влаги, исключают проблему растаривания и утилизации упаковочных мешков. Конструкция позволяет не только перевозить их к строительной площадке заполненными, но и заполнять пневматически под давлением 1—2 атм непосредственно на стройке при помощи цементовоза. Также бывают силосы, конструкция которых рассчитана только на атмосферное давление, но их нельзя использовать на строительном объекте. Таким образом, выбор вида силосов для ССС зависит от того, какая система применяется для последующей переработки сухих строительных смесей.

 

Раствор на строительной площадке необходимо подавать к месту использования на разные этажи здания. Рациональным методом транспортировки является пневматическая подача, при которой раствор непрерывно и без расслаивания подается по шлангу-пневморукаву к штукатурной машине или к месту нанесения вручную.

 

Эффективность использования сухих строительных смесей при транспортировании современным способом

 

Выполнение работ вручную включает транспортировку песка и вяжущих веществ на место строительства, перемешивание и выполнение строительных работ без применения машин. Дневная производительность одного рабочего в этом случае составляет 10 м2, которую примем за 100%.

 

При частичной модернизации транспортировка приготовленной на заводе смеси в мешках к месту строительства, перемешивание смеси с водой вручную и нанесение раствора нужной консистенции вручную увеличивает производительность до 200% (дневная производительность 1 рабочего — 20 м2).

 

Следующий шаг на пути повышения производительности — изобретение штукатурной машины (рис. 4). Материал транспортируется на место строительства в мешках, автоматически перемешивается с водой и наносится на стену при помощи разбрызгивателя. Это увеличило производительность до 400%, что соответствует производительности 40 м2 на одного рабочего.

sm_07_05-47
Рис. 4. Современная штукатурная машина DUO-MIX PLUS может готовить раствор из смесей, упакованных в мешки или доставленных на стройку в силосах

 

Транспортировка сухих строительных смесей в силосах позволяет поднять производительность до 600% (60 м2 на 1 рабочего).

 

Значительная экономия времени за счет использования современной машины влечет за собой экономию расходов на 25%. При расчете экономии расходов учтена только экономия непосредственных издержек, таких как зарплата штукатуров, и не учтена экономия за счет более быстрого завершения строительства здания и ввод его в эксплуатацию.

 

Таким образом, высокотехнологические установки по выпуску сухих строительных смесей, современные системы транспортирования их на строительные объекты и оборудование для нанесения растворов из готовых сухих смесей позволяют обеспечить высокое качество строительства.

 

Компания «M-tec» — известный в странах Западной Европы разработчик и производитель оборудования для производства, транспортирования и переработки сухих строительных смесей предложит рациональные решения в вопросах проектирования и строительства заводов ССС, поставит высокопроизводительные штукатурные машины и транспортные силосы.

Статья взята из журнала «Строительные материалы»