12 мая 2016

 

Паркет — красота и уют вашего дома: основные критерии выбора

 

 

Паркет переживает сегодня новую волну популярности. Натуральный, прочный, экологически чистый материал с прекрасными тепло- и звукоизоляционными свойствами, он может быть украшением практически любого интерьера. Универсальность паркета заключается в возможности его использования при создании разнообразных стилей. Такой пол уместен и в жилом помещении, и в офисе преуспевающей фирмы. Чаще всего он играет в интерьере весьма заметную роль, и потому выбор паркета справедливо вызывает у потребителя множество вопросов, относящихся не только к техническим характеристикам.

 

Паркет рождается тогда, когда он становится полом — красивым, оригинальным, удачно вписанным в интерьер. Удовольствие это недешевое, и к выбору паркета стоит подходить очень серьезно. Дело не только в том, чтобы найти достойное качество, но и в том, чтобы внешний вид пола пришелся Вам по душе. Настоящий паркет прослужит 70—90 лет, потому так важно, чтобы он выглядел в доме естественно и органично.

 

Паркет может играть и фоновую, и доминирующую роль в интерьере. При выборе паркетного пола следует учесть, как он будет сочетаться с мебелью, дверями, отделкой стен. Прежде всего, нужно определиться, какая порода дерева предпочтительнее для будущего интерьера. Сегодня рынок предлагает большой выбор — дуб, бук, клен, красное и черное дерево, карельскую березу, американский орех, канадскую вишню, экзотические породы дерева. У каждой из этих пород есть свои достоинства и недостатки. Но «королем» паркета по праву считается дуб — у него твердая древесина и красивая текстура. Дуб — это классика, символ надежности, силы и благородства. Благодаря наличию современных тонирующих составов дубовому полу можно придать множество новых цветовых оттенков.

 

Выбор древесины — еще не все. Очень важно учесть текстуру дерева. Паркет из древесины твердых пород может быть только трех типов — тангенциальный, радиальный и рустикал. Тип паркета (не сорт, а именно тип) и, как следствие, его внешний вид, зависит от характера распила древесины.

 

Тангенциальный распил очень популярен в России — его эстетика более привычна. Плоскость разреза тангенциального паркета проходит по касательной к годичным слоям, и на лицевой поверхности видна арочная структура колец. Именно эти «разводы» являют натуральную, естественную фактуру дерева. Рисунок тангенциального паркета ассоциируется с уютным домом, старой мебелью, размеренным устоявшимся бытом, но в то же время может быть удачно использован и в ультрасовременном интерьере. Он создает легкую, располагающую атмосферу и будет очень естественен, например, в каминном зале или в гостиной, в спальне или столовой. Мягкие линии тангенциального паркета скорее предполагают мебель с плавными, нерезкими очертаниями. В таком интерьере человек чувствует себя тепло и спокойно.

 

В комнате с полом из тангенциального паркета отлично смотрится керамика, циновки, льняные и шерстяные ткани — натуральные материалы создают ощущение естественности и простоты. Важно только, чтобы мебели и аксессуаров не было слишком много, а их рисунок не казался бы чересчур мелким.

 

Дизайнеры часто выбирают тангенциальный паркет для детских комнат. Идеальный порядок в детской невозможен, и такой паркет смягчает, сглаживает впечатление от разбросанных игрушек или стянутого на пол пледа, ребенок не ощущает себя нарушителем порядка, ему уютно и свободно.

 

У радиального паркета волокна древесины расположены в виде узких, условно параллельных ленточек. Такой паркет выглядит строго и элегантно. На первый взгляд его рисунок может показаться простым, но в этой простоте скрыты огромные возможности.

 

Радиальный распил незаменим в художественном паркете. Его собственная скромность может наилучшим образом подчеркнуть красоту, изысканность, необычность художественных деталей, и в то же время, он достаточно благороден, чтобы не потеряться рядом с ними.

 

Своеобразная размытость, неброскость радиального паркета как нельзя лучше подходят и в том случае, если интерьер требует нейтрального пола. Для создания такого пола дизайнеры часто используют палубную кладку, когда паркетные планки укладывают длинными параллельными рядами — рисунок получается равномерным и несколько однообразным — но, может быть, это именно то, что вам нужно.

 

Рустикал Тангенциальный Радиальный Тип паркета — характер распила древесины

 

Вполне уместно радиальный паркет выглядит, например, на кухне — он уравновешивает разновеликие предметы, которыми она, как правило, загружена, и, кроме того, создает впечатление чистоты и аккуратности.

 

Однако рассматривать радиальный паркет только в качестве фона было бы несправедливо. Когда его легкие, строгие линии расположены под разными углами, на полу появляется тонкий и четкий рисунок, который может украсить и комнату, и столовую, и прихожую. Впрочем, какой бы вид укладки не был выбран, радиальный паркет всегда выглядит изящно и сдержанно. Его статичный рисунок идеально подходит для кабинета или гостиной, выдержанной в строгом стиле. При этом он может «держаться в тени», а может привлекать внимание. Еще одно его достоинство — он естественен как в интерьере с большим количеством мебели и аксессуаров, так и в аскетичной обстановке. Несмотря на некоторую консервативность, радиальный паркет может быть прекрасно вписан в любой авангардный интерьер. Он требует сдержанности и порядка, но на этом нюансе можно удачно «сыграть» — яркие краски или хаотичность в интерьере создадут в сочетании с «правильностью» радиального паркета неожиданную, свежую и интересную композицию. Такая универсальность снискала радиальному паркету большую популярность у дизайнеров.

 

Третий тип паркета — рустикал частично включает в себя как два описанных выше типа, так и промежуточные между ними структуры. Рустикал более дешев, его своеобразная пестрота может быть удачно вписана в интерьер, поэтому он легко находит своих ценителей. В сравнении со строгостью радиального паркета, русти-кал более «живой», в сравнении с тангенциальным — более сдержанный.

 

Важно заметить, что когда говорят о типах распила, прежде всего, имеют в виду древесину дуба, и не только потому, что это основной, классический материал для паркета. К карельской березе и некоторым другим породам понятия тангенциального или радиального типа не применимы — их распил выявляет иную текстуру древесины.

 

Выбирая паркет, нужно помнить, что между описанными типами распила разница в цене объясняется только себестоимостью производства, а по потребительским свойствам эти типы очень близки — они дают одинаковую тепло- и звукоизоляцию, а современные лаковые покрытия делают их одинаково прочными. Одним из главных критериев при выборе паркета должны быть эстетические качества, способность выполнить ту или иную задачу в создании интерьера.

 

Обычно производители предлагают разнообразные виды укладки, породы дерева, рисунки, но очень немногие из них сортируют паркет по типу распила. Российский деревообрабатывающий завод «Интеграф» не только гарантированно сортирует паркет по типу распила, но еще предлагает отборный тангенциальный или отборный радиальный паркет, когда планки тщательно отбираются по цветовой однотонности. Такой сортировкой на предприятии занимаются исключительно женщины, и для них понятие «красивый» — производственный показатель. Любой пол, выложенный паркетом, прошедшим сортировку, выглядит безукоризненно.

 

Как известно, способ сушки древесины существенно влияет на качество исходного материала, его технические характеристики. На самых современных заводах — таких, как «Интеграф», — применяют вакуумную сушку. При низком давлении влага из древесины начинает испаряться уже при 45оС, и такой щадящий режим позволяет высушить дуб всего за 10—12 дней — равномерно и без дефектов.

 

Сегодня в России мало кто из производителей может соревноваться с «Интеграфом» в геометрической точности изготовления паркетных планок, измеряемой не десятыми, а сотыми долями миллиметра. Такая точность гарантирует идеальную стыковку паркетных планок, а значит высокое качество пола и его безупречный внешний вид.

 

Впрочем, по отдельным планкам невозможно судить о том, как будет выглядеть паркетный пол.

 

Но и рисунок, и даже фотография аналогичного готового пола не дадут полную картину того, что вы получите в оригинале. Только реальные образцы пола, его фрагменты — демонстрационные щиты, на которых ясно видны и текстура дерева, и его цвет, и рисунок, и качество лакового покрытия, могут дать достаточно полное представление о том, как будет выглядеть этот пол в Вашем доме.

 

Единственный в России, кто может представить около 100 таких щитов-образцов, — это завод «Интеграф». При этом завод гарантирует, что пол в доме заказчика ничем не будет отличаться от увиденного образца — если, конечно, и укладка паркета будет доверена «Интеграфу».

 

Выбор укладчиков — вопрос не менее важный, чем выбор самого паркета. Только крупная организация, специализирующаяся на сооружении паркетных полов, может приобрести и содержать дорогостоящее оборудование (а его иногда применяют до 180 наименований на одном объекте), привлекать на конкурсной основе паркетчиков-краснодеревщиков, и, как следствие, — гарантировать качество работы. Кроме того, такая организация составит дизайн-проект, в котором выбранный пол будет изображен с фотографической точностью. Это очень важно, ведь «переделать» паркетные полы невозможно (разве только — целиком заменив их), а такой дизайн-проект позволит избежать ошибок и учесть все нюансы, в том числе и применение того или иного типа распила.

 

Конечно, каких-то жестких рекомендаций по использованию тангенциального или радиального паркета быть не может. Но совершенно очевидно, что не стоит полагаться только на логику интерьерного решения. Подчас человеческий характер, темперамент или привычки могут оказаться не менее важными. Случается, что не последнюю роль играют социальные мотивации — еще с советских времен радиальный паркет может ассоциироваться с начальственными кабинетами, а рустикал — с уютной и демократичной домашней обстановкой. Это, скорее, неосознанный выбор — но именно потому, выбирая паркет, легко ошибиться, поддавшись сиюминутному впечатлению. В конце концов, уют — понятие скорее внутреннее, интимное, и он стоит того, чтобы задумываться о таких деталях.

 

Возможно, искусство интерьера в том и состоит, чтобы человек ощущал, что все в его доме — даже линии годовых колец на деревянном полу — на своем месте. И каждая вещь не нарушает гармонии — не только в пространстве, но и в его душе.

 

Статья взята из журнала «Научный обозреватель»