13 Июнь 2016

 

Е.Е. РУМЯНЦЕВА, д-р экон. наук, Центр экономической политики и бизнеса (Москва)

 

В ХХ в. обозначилась тенденция быстрого опережающего развития энергетики на основе органических топлив. Относительная дешевизна энергии в развитых странах привела к расточительному ее использованию и распространению энергоемких технологий, и как следствие, к повышенному загрязнению окружающей среды. В период индустриализации экономики и связанной с ней быстрой урбанизацией был осуществлен переход на индустриальные технологии, в том числе в строительном комплексе.

 

В настоящее время обеспечение строительства экологически безопасными, дешевыми, длительного пользования материалами, конструкциями и изделиями, позволяющими строить высококачественное жилье по доступным ценам, должно стать одним из главных приоритетов экономической политики России. Однако на сегодняшний день приходится констатировать тот факт, что экологическая безопасность не является главным критерием качества строительной продукции при формировании системы государственного регулирования комплекса.

 

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый гражданин страны имеет право на благоприятную окружающую среду. В статье 3 Закона РФ от 10.01. 2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» [1] изложены принципы хозяйственной и иной деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающей воздействие на окружающую среду.

 

Остановимся на некоторых из них:

  • научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;
  • охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов;
  • ответственность органов управления всех уровней — от органов государственной власти до органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;
  • обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
  • обязательность проведения государственной экологической экспертизы проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан;
  • запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;
  • соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством.

 

Вместе с тем, несмотря на продекларированное право граждан на благоприятную окружающую среду, внутренняя воздушная среда пока не включена в число объектов охраны. Так, в соответствии со ст. 4 данного Закона объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и другого негативного воздействия хозяйственной или иной деятельности являются: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

 

Теоретически обеспечение защиты здоровья человека должно происходить через обязательную экологическую экспертизу. Однако на практике в условиях господства денежных отношений и разрешительная документация может выдаваться с нарушениями, и сами производители могут нарушать условия производства, а также выходить на рынок с продукцией, не прошедшей соответствующую эколого-гигиеническую проверку. А в результате несовершенства законодательства и господства теневой экономики страдает население, экологическое состояние жилых и производственных помещений с каждым годом ухудшается.

 

В ст. 11 данного Закона говорится, в частности, о том, что граждане имеют право: создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды; выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном порядке; предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде.

 

Можно сказать, что граждане России, живущие в городах, имеют право возмущаться тем, что им трудно дышать при загрязнении атмосферного воздуха, но рассчитывать на гарантированный нормальный воздух в закрытых помещениях, где они проводят основную часть времени, они не могут — в Законе это пока не предусмотрено.

 

Таким образом, основная методологическая недоработка Закона, которая влечет за собой искажение целей и механизмов государственной политики охраны окружающей среды, а в конечном счете наносит ущерб стране из-за некомпетентного подхода к формированию системы государственного регулирования, заключается в том, что в нем акцент смещен на охрану того, что осталось на улице, находится за пределами построенных зданий и сооружений, хотя в ст. 1 определено, что окружающая среда — это совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов. Разработчики Закона обязаны были учитывать международные нормы, в первую очередь Стокгольмскую декларацию ООН, принятую в 1972 г., основное содержание которой сводится к тому, что целью охраны окружающей среды является человек, в первую очередь его здоровье, и следует охранять как внешнюю, так и бытовую и рабочую окружающую среду [2].

 

В развитие однобокой трактовки проблемы принят Закон РФ «Об охране атмосферного воздуха», в ст. 1 которого атмосферный воздух определяется как «жизненно важный компонент окружающей природной среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений» [3]. Таким образом, и в этом законе проблема качества воздуха внутри помещений, где человек проводит основную часть своей жизни, не затрагивается.

 

Однако было бы несправедливо утверждать, что защита здоровья человека не предусмотрена на законодательном уровне в России. Обеспечение требования экологической безопасности внутренней воздушной среды предусматривается в Законе РФ от 30.03.1999 № 52-ФЗ (ред. от 30.12.2001) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в соответствии со ст. 11 которого индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в частности, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению [4]. Прогрессивной нормой данного Закона является право граждан на возмещение в полном объеме вреда, причиненного их здоровью или имуществу вследствие нарушений при осуществлении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

 

Вместе с тем, несмотря на то, что именно специалисты отраслей здравоохранения в своих исследованиях и публикациях выделяют проблему низкого качества строительных материалов, конструкций и изделий как приоритетную, от которой в большей степени зависит безопасность для здоровья человека внутренней воздушной среды, в этом Законе вопрос качества строительной продукции вообще не затрагивается.

 

В соответствии с Приказом Минздрава РФ от 15.08.2001 № 325 (ред. от 18.03.2002) «О санитарно-эпидемиологической экспертизе продукции» санитарноэпидемиологической экспертизе подлежит только строительное сырье и материалы, в которых гигиеническими нормативами регламентируется содержание радиоактивных веществ, в том числе производственные отходы для повторной переработки и использования в народном хозяйстве, металлолом [5].

 

На основе проведенных научных исследований в России официально обозначены также и приоритеты государства в отношении регулирования рынка строительных материалов, конструкций и изделий, включая экологический аспект. Так, в подпрограмме федеральной целевой программы «Жилище» — «Структурная перестройка производственной базы жилищного строительства», принятой в июне 1994 г. и предусматривающей реализацию мероприятий в 1994—1995 гг., определены направления совершенствования структуры производства основных видов строительных материалов, конструкций и изделий.

 

В каждой подотрасли промышленности этими направлениями предусматривалось создание новых и улучшенных строительных материалов, производимых по ресурсосберегающим технологиям, обеспечивающим получение экологически безопасных продуктов при наименьшей нагрузке на окружающую среду.

 

В целом на реализацию мероприятий программы, связанных с проведением приоритетных НИОКР, на 1994—1995 гг. предусматривалось финансирование из федерального бюджета в размере 19 млрд р; в пересчете на средний курс за июнь 1994 — декабрь 1995 гг. — 5,7 млн USD. Таким образом, на выделенные средства планировалось осуществить разработку около 100 научно-исследовательских тем, результатом которых должно было быть создание 19 видов эффективных строительных материалов, 37 технологических линий и 49 видов оборудования.

 

Помимо традиционных источников финансирования федеральных целевых программ в данной подпрограмме было предусмотрено создание при Госстрое России внебюджетного фонда развития технического прогресса в строительном комплексе за счет отчисления 1,5% от себестоимости продукции, произведенной предприятиями комплекса, и инвестиционного фонда строительного комплекса в «Стройинвест» за счет средств, полученных от продажи незавершенного строительства объектов промышленности строительных материалов и строительной индустрии, в целях последующего использования их для завершения строительства приоритетных объектов строительного комплекса и внедрения научно-исследовательских разработок.

 

За годы, истекшие от принятия целевой программы «Жилище» и подпрограммы, предусматривающей перестройку производственной базы жилищного строительства, проблема обеспечения экологической безопасности строительных материалов, конструкций и изделий не могла быть решена, так как официальные власти не замечали этой проблемы. Рынок строительных материалов, конструкций и изделий почти лишен санитарноэпидемиологического контроля.

 

Перекладывание на плечи санитарно-эпидемиологических служб заботы об обеспечении безопасности жизнедеятельности человека в условиях ограниченности финансовых средств, выделяемых для этих целей Минздраву России, а также узкая специализация министерства обусловливают преобладание негативных тенденций в области обеспечения экологической безопасности продукции всех товарных рынков, в первую очередь строительного и продовольственного.

 

В связи с этим требуется реализация комплексного подхода к решению этой проблемы с привлечением соответствующих министерств и ведомств, осуществляющих регулирование подведомственных им отраслей и товарных рынков. За обеспечение экологической безопасности строительных материалов, конструкций и изделий должен нести ответственность не только Минздрав РФ, но и Госстрой РФ.

Список литературы
  1. Закон РФ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // Собрание законодательства РФ. 14.01.2002, ст. 133.
  2. Стокгольмская декларация (Извлечения). (Принята в Стокгольме 16.06.1972 на Конференции ООН по проблемам окружающей человека среды) // Действующее международное право. Т. 3. М.: Московский независимый институт международного права. 1997. С. 682—687.
  3. Закон РФ от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» // Собрание законодательства РФ. 03.05.1999. № 18, ст. 2222.
  4. Закон РФ от 30.03.1999 № 52-ФЗ (ред. от 30.12.2001) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // Первоначальный текст документа опубликован в Собрании законодательства РФ. 05.04.1999. № 14, ст. 1650.
  5. Приказ Минздрава РФ от 15.08.2001 № 325 (ред. от 18.03.2002) «О санитарно-эпидемиологической экспертизе продукции» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 19.10.2001 № 2978) // Первоначальный текст документа опубликован в «Российской газете». № 210. 27.10.2001.

 

Статья взята из журнала «Строительные материалы»